Фигурки и статуэтки, создаваемые в России: наблюдаем и примеряемся
Рассматривая ассортимент фигурок и статуэток российских магазинов, в том числе и "Посуда40.рф", легко заметить преобладание продукции зарубежного производства. Значит ли это, что в России не производят таких изделий? И если - да, то - почему?
Фото: Валерий Клёнов
По отдельным магазинам об ассортименте всего российского "фигуркопроизводства", разумеется, судить не стоит. За более полной и актуальной картиной лучше отправляться на выставки подарков и сувениров. В 10-х годах 21-го века такие международные выставки организаторы обычно объединяют с выставками товаров для дома. Статуэтки и фигурки российского происхождения на таких выставках по уровню качества и сложности изделий можно условно разделить на две больших категории. В одну войдут предметы посредственного уровня качества, а в другую - высшего уровня. А на долю "золотой середины" придётся относительно немного экспонатов, если вообще таковые найдутся.
Фото: Валерий Клёнов
Измерив эту ситуацию в стоимостных показателях, можно сделать вывод, что найти статуэтку или фигурку, произведённую в России, проще всего, в двух ценовых сегментах: дешёвом и очень дорогом. А вот нишу высококачественных, но не слишком дорогих коллекционных фигурок пока что лучше освоили иностранные производители.
Фото: Валерий Клёнов
Не все фигурки и статуэтки производят в Китае
Конечно, на выставках могут быть представлены далеко не все производители, но это не сильно влияет на подлинность соотношения восточных, западных и российских производителей. При этом, производители из Юго-Восточной Азии чаще предлагают покупателям нечто весьма похожее на продукцию из Западной Европы. Но эта похожесть, чаще всего, внешняя и "с расстояния". Материалы и качество изготовления при ближайшем рассмотрении нередко оставляют покупателей недовольными. Однако, низкая стоимость продолжает их привлекать к продукции подобного рода.
Фото: Валерий Клёнов
Весной 2014 года, на международных выставках посуды, подарков и товаров для дома "ХаусХолд Экспо 2014" (HouseHold Expo 2014), "Роскошные ХИТЫ" (LuxuryHITS) и "Стильный Дом" (Stylish Home) все желающие могли в очередной раз познакомиться с фигурками и статуэтками российских производителей. При этом, они могли бы заметить, что часть из них предлагают продукцию, так называемого, массового спроса, а другая часть - роскошные изделия, достойные музеев искусств.
Искусства и технологии: кому-то чего-то не хватает
Данная статья оформлена фотографиями, сделанными на одной из экспозиций LuxuryHITS. Эти произведения искусства созданы художниками, скульпторами и ювелирами по проектам и с непосредственным участием Юрия Бабушкина. Каждое изделие уникально и предпосылок для организации "многотиражного" производства нет.
Фото: Валерий Клёнов
На тех экспозициях, где были представлены статуэтки и фигурки, очевидно, далёкие от претензий на попадание в категорию "роскошь", образы были менее оригинальные и интересные, когда речь идёт о международной выставке. Хотя на витрине небольшого универмага в небольшом городке, многие из них выглядели бы довольно привлекательно. И это легко объяснить следованием технологиям производства, распространения и продаж, рассчитанных на массовый спрос.
Фото: Валерий Клёнов
Обозначенные выше "крайности", скорее всего, одно из следствий, так называемого, расслоения общества; то есть, производители подстраиваются под покупателя. Это было бы решённым вопросом, если бы не наличие весьма разнообразного ассортимента статуэток зарубежных производителей в условно-среднем ценовом сегменте. Каким-то образом российские производители фигурок и статуэток (за небольшим исключением, типа ИФЗ) упустили из внимания, что есть постоянный спрос не только на то, что выглядит на миллион или на полтинник. Более того, спрос на "средний", а если точнее выбрать образ, то "центральный" уровень более устойчив, так как не зависит ни от моды, ни от капризов миллионеров.
Фото: Валерий Клёнов
Иногда и матрёшки бывает достаточно
Вряд ли те, кто делает эксклюзивные вещи, пожелают вкладывать средства в их "удешевление" посредством роботизации и модернизации производства. Неопределённо долго можно ожидать и того, что производители товаров уровня "дёшево и сердито" однажды проявят скрытые таланты и выпустят коллекции, условно говоря, на порядок выше.
Фото: Валерий Клёнов
Логично предположить и то, что "российский ответ" производителям статуэток среднего уровня в ближайшее время давать никто особо не намерен. Приблизительно по той же причине, по которой жители России мало волнуются насчёт своего уровня владения искусством икебаны или пения в манере йодля. То есть, увлечённые икебаной, йодлем или собиранием коллекций фигурок и статуэток в России, наверное, есть. Но российских производителей, пробующих превзойти в этом деле мастеров из Европы или Китая пока (август 2014 г.) не выявлено.
Фото: Валерий Клёнов
Исходя из вышеприведённой информации, нетрудно сделать вывод, что к началу 21-го века в культуре Западной цивилизации сложились традиционные форматы проектирования фигурок и статуэток для потребителей с относительно средним уровнем достатка. А на Востоке, тем временем, была доведена до высокой степени технологическая база. В России же потенциальные производители, не относящие себя ни к разряду "левшей", ни к "покорителям рыночной ниши", пока наблюдают, изучают и примеряют... Является ли этот вывод верным, покажет время.
Желаем вам успешных поисков радующих глаза и душу фигурок и статуэток.
Автор статьи: Валерий Клёнов