О костяном фарфоре от ИФЗ в «Майской» форме
Сегодня производство, так называемого, костяного фарфора кажется чем-то известным и даже простым. На самом деле, чтобы создать одну чашку, специалисты Императорского фарфорового завода (ИФЗ) должны грамотно и своевременно произвести десятки технологических операций. Технологии 21-го века помогают упростить некоторые нюансы, но за 47 лет, прошедших с открытия цеха костяного фарфора, как и за столетия фарфорового производства, сотворение форм и декоративное оформление изделий остаются делом рук художников и скульпторов.
Фото: Валерий Штоббе
Форма «Майская» - первая форма чашки из костяного фарфора, произведённого на ИФЗ (в те времена — ЛФЗ). Первая партия изделий из костяного фарфора была изготовлена в мае 1969 года. В честь этого события форму, созданную заслуженным художником РСФСР Эдуардом Криммером, так и назвали — «Майская».
Фото: Валерий Штоббе
Основные компоненты костяного фарфора: глина, каолин, полевой шпат, кварц и костяная зола. Ключевым компонентом можно назвать золу (более 40% от общего состава), но особенности получаемому фарфору придают ещё несколько десятков добавок. Важен и особый режим обжига. Однако, даже зная параметры обжига и состав, создавать посуду из костяного фарфора непросто. Так называемые, «коммерческие тайны» различных производителей состоят в основном, в пропорциях ингредиентов и технологических нюансах. Кроме того, известно, что пироги по одному рецепту у разных людей получаются разные. Так и в процессах «выпечки» фарфора результат во многом зависит от специалистов, которые этим делом занимаются.
Фото: Валерий Штоббе
В 1966-м году руководство ЛФЗ (ИФЗ) поставило перед коллективом специалистов задачу по созданию «костяного» фарфора. Точнее, были указаны вполне определённые технические требования для создания фарфора, подобного тому, которым уже славились китайские и британские керамисты. В 1969-м эта задача была решена.
Фото: ИФЗ
Но фарфор — это лишь материал, и ему надо было придать форму. Новый цех завода — это лишь одно из средств для получения фарфоровых изделий. Для кого-то май 1969-го запомнился, как время достижения атмосферы Венеры советским межпланетным космическим аппаратом «Венера-5». А для сотрудников ИФЗ (в те времена — ЛФЗ) — это время начала производства первых чашек из костяного фарфора.
Для первого изделия выбрали форму, созданную заслуженным художником РСФСР Эдуардом Криммером. Эдуард Михайлович Криммер (1900-1974 гг.) получал базовое образование в Одесском художественном училище. В первые годы после революции 1917 года занимался оформлением спектаклей в городе Николаев.
Фото: Валерий Штоббе
С 1923 года жил в Петрограде. В 1929 году учился непосредственно у Казимира Малевича. В середине 1930-х гг. работал художником-постановщиком киностудий «Ленфильм» и «Киевской». В Великой Отечественной войне он участвовал в чине старшего сержанта ВВС Балтийского флота.
Фото: Валерий Штоббе
С 1950 года работал художником по росписи фарфора и скульптором на ЛФЗ. В 1967 году удостоен звания заслуженного художника РСФСР, в 1970-м — лауреата Государственной премии РСФСР им. И.Е.Репина. Член правления Союза художников СССР и Ленинградского областного союза художников.
Произведения Э.М.Криммера представлены в собраниях Государственного Русского и других музеев. Является также автором таких форм «Волна», «Ленинградский», «Чёрный кофе», «Ландыш» и др.
Фото: Валерий Штоббе
В названии «Майская» было запечатлено не только время получения первой партии продукции. Май в российских широтах (и не только) — месяц цветения, изобилия энергии жизнерадостности и проявлений творческого вдохновения.
Фото: Валерий Штоббе
С тех пор, в цеху костяного фарфора были созданы миллионы изделий, а сам цех был не раз модернизирован и обновлён.
Фото: Юрий Молодковец
Десятки новых форм изделий были опробованы, многие из них стали популярными. Тем не менее, форма «Майская» и в 21-м веке продолжает вдохновлять художников-керамистов, а также впечатлять и радовать любителей красивой посуды и коллекционеров фарфора.
Желаем вам раскрытия собственного творческого потенциала и радостного восприятия творчества других людей.
Автор статьи: Валерий Штоббе
Товары, упоминавшиеся в статье
моделей
моделей
моделей
моделей
моделей