Posuda40.ru San-Premium.ru
Оформление заказа
прямо на сайте
Доставка товаров
по всей России
Оплата любым
удобным способом
Обнинск +7 (484) 396‒63‒69
Москва +7 (499) 705‒03‒69
Заказать обратный звонок
Каталог товаров 11 021

Мюнхгаузен на фарфоре от ИФЗ: необыкновенный результат стечения обстоятельств

Одной из новинок 2016 года, выпущенных на Императорском фарфоровом заводе, стал набор «Мюнхгаузен». На кружке изображён полёт Мюнхгаузена на ядре, на тарелке он парит вместе с утками, а на дне глубокой чаши можно рассматривать красивого оленя с не менее впечатляющей цветущей вишней на голове. Плюс ко всему, в комплект включён компакт-диск с аудиоверсией приключений известного барона.

Детский набор посуды Мюнхгаузен, форма Соло, Императорский фарфоровый завод, 3 предмета + CD, твёрдый фарфор Фото: Валерий Штоббе

На основе доступных в 21-м веке фактов можно различать настоящего барона Мюнхгаузена, родившегося 11 мая 1720 в Боденвердере (Германия), и одноимённых литературно-художественных персонажей. Но исходя из тех же данных несложно сделать вывод, что без активной и, можно сказать, творческой деятельности реального барона, литературный Мюнхгаузен вряд ли появился бы. Кстати, с тех пор сохранились некоторые репродукции портрета барона Мюнхгаузена, где он изображен в парадном мундире ротмистра (начальника кавалерийского отряда) «Кирасирского Е. И. В. Великого Князя Петра Федоровича полка», с чёрной кирасой (бронежилетом) на груди. По сути это был его высший военный чин, то есть расцвет карьеры, и никаких бородок и усов на портрете нет. Иллюстраторы книг, создатели кино- и мультфильмов затем изображали Мюнхгаузена по-разному. Иногда с бородкой и усами, а иногда - без.

Иллюстрация с Мюнхгаузеном на ядре к кинофильму о бароне, созданном в 1943 году специалистами студии Universum Film (UFA) в Германии Иллюстрация: Universum Film

На памятнике, подаренном Калининграду ценителями культуры с родины барона, его вообще решили не изображать. Каждому желающему взобраться на ядро предоставлена возможность вообразить себя «на месте Мюнхгаузена». Карл Иероним Фридрих барон фон Мюнхгаузен в своё время посещал Кёнигсберг (Калининград): по дороге в Санкт-Петербург и при возвращении. Автором остроумной скульптурной композиции стал немецкий мастер художественной ковки Георг Петау.

Репродукция портрета Карла Фридриха Иеронима барона фон Мюнхгаузена, созданного, по предположениям историков, Г. Брукнером во времена, когда Мюнхгаузен был 32-летним ротмистром и фотография памятника подаренного жителями Боденвердера жителям Калининграда Автор портрета 32-летнего Мюнхгаузена, с которого сделана репродукция: Г. Брукнер / Фото памятника в Калининграде: Вячеслав Денисов

Людям нравится слушать и читать сказочные истории, а вот рассказывать их с таким же удовольствием и вдохновением они способны реже. И тогда они ценят таких рассказчиков, каким, судя по историческим данным, был живший в 18-м веке Карл Фридрих Иероним барон фон Мюнхгаузен. Однако, он не был профессиональным писателем, историком, актёром или кем-то ещё, кто мог бы извлекать доходы из данного таланта. Более того, некоторые биографы уверены, что сам барон часто даже не запоминал то, что рассказывал. Подтверждением этого они считают то, что Мюнхгаузен был в ярости, когда увидел свои рассказы напечатанными в одной из книг.

Иллюстрация с Мюнхгаузеном на коне под водой к книге Рудольфа Эриха Распе, созданная Готфридом Францем Автор иллюстрации к книге Рудольфа Эриха Распе: Готфрид Франц

Его охотничьи байки в сочетании с плодами своего воображения и писательского мастерства в 18-19-м веках были опубликованы в версиях, как минимум трёх различных авторов: Бюргера, Распе и Иммермана. Книги были популярны, и персона барона, в общем-то, тоже. Но авторы первых изданий предпочитали не подписываться под своими трудами, и бремя славы «барона-враля» приходилось нести лично Мюнхгаузену. Это не делало его жизнь приятнее.

У барона были причины возмущаться обвинениями во лжи. Во-первых, рассказывал от свои истории не в качестве научного эксперта или свидетеля на суде, а, в основном, во время хмельных застолий. Во-вторых, насколько известно потомкам, он не просил кого-либо их анонимно публиковать. В-третьих, за основу многих, если не всех, историй барон брал эпизоды из своей жизни. Об этом повествуют авторы энциклопедии «Вокруг Света»:

«Встреча с будущей императрицей Екатериной II»

«Самый яркий эпизод службы барона - встреча на российской границе проезжавшей в Петербург 15-летней принцессы Ангальт-Цербстской Софии Августы Фредерики, будущей императрицы Екатерины II в сопровождении матери, в феврале 1744.

Они следовали инкогнито, но на границе была устроена самая торжественная встреча. Построенный по этому случаю полк лейб-кирасир, как заметила мать Екатерины II Иоганна Елизавета, был «действительно чрезвычайно красив». На три дня принцессы остановились в Риге, где жили в доме советника Беккера на Зюндерштрассе. Почетным караулом из 20 кирасир с трубачом командовал Мюнхгаузен, он же провожал сани ангальтинок из города в сторону Петербурга.

Иллюстрация с Мюнхгаузеном на коне, пролетающем через окна кареты, к книге Рудольфа Эриха Распе, созданная Готфридом Францем Автор иллюстрации к книге Рудольфа Эриха Распе: Готфрид Франц

Однажды молодые офицерики - постояльцы трактира - стали хвастать своими успехами у дам. Мюнхгаузен скромно сидел в стороне, но все же не выдержал и сказал: «То ли дело – моя поездка в санях, которую я имел честь совершить по приглашению русской императрицы…» И далее поведал о гигантских санях с покоями, залом для балов и комнатами, где резвились молодые офицеры с придворными дамами. В каком-то месте разразился общий смех, но Мюнхгаузен продолжал совершенно спокойно, а закончив, молча доел обед.

Тем, кто пытался его одернуть и уличить во лжи, другие слушатели объясняли, что рассказчик не в себе и просили не мешать ему. Мюнхгаузен в присутствии аудитории испытывал вдохновение и говорил так, что его собутыльники воочию представляли все, о чем он говорит, даже если в это нельзя было поверить.

Между тем в основе рассказа всегда лежало подлинное происшествие. Екатерина II в самом деле путешествовала в огромных санях с кабинетом, спальней и библиотекой.»

Трудно ли, легко ли было Мюнхгаузену в перерывах между повествованиями причудливых рассказов, но историки пишут, что в Боденвердер (Германия), к его дому стали частенько приходить люди только для того, чтобы поглядеть на знаменитого «барона-лжеца». Барону приходилось с помощью слуг отгонять слишком любопытных зевак от дома. А чем он там мог заниматься?

Супружеская жизнь без детей, около 15-ти лет службы в русской армии, бытовые проблемы и сложные отношения с родственниками. Из армии, а точнее из состава полка Мюнхгаузен был исключён, как не явившийся вовремя из отпуска. Это «невовремя» включало в себя около 4 лет отсутствия на службе. Возможно, барон опасался возвращаться, так как некогда высокопоставленный покровитель, благодаря которому Мюнхгаузен оказался на службе в русской кавалерии, уже находился в ссылке. Хотя барона не отправили туда же, скорого повышения по службе ему ждать было бы слишком наивно.

Иллюстрация с Мюнхгаузеном на ядре к книге Рудольфа Эриха Распе, созданная Готфридом Францем Автор иллюстрации к книге Рудольфа Эриха Распе: Готфрид Франц

Основным инициатором сурового наказания покровителя Мюнхгаузена, и источником милости по отношению к самому барону явила себя Елизавета Петровна. Да, та самая Елизавета I — российская императрица из династии Романовых, и автор указа об основании Императорского фарфорового завода (ИФЗ) в 1744-м. О том, как она пожелала, чтобы в России производили свой фарфор, и что из этого получилось, можно узнать подробности в отдельной статье. Здесь же уместно заметить, что дворцовые перевороты в царской России и служба Мюнхгаузена в русской армии (от пажа принца Брауншвейгского до ротмистра) оказались теми событиями, в результате которых через много лет появился детский фарфоровый набор посуды от ИФЗ. Кроме того, и литераторы-пересказчики, разумеется, внесли свой вклад достаточно успешно. Как в коммерческом смысле для них, так и в историческом — для Мюнхгаузена.

Иллюстрация с Мюнхгаузеном и конём, к книге Рудольфа Эриха Распе, созданная Готфридом Францем Автор иллюстрации к книге Рудольфа Эриха Распе: Готфрид Франц

Что касается фарфорового набора, то предметы в нём созданы в формах «Соло» (салатник, чашка) и «Эллипс» (тарелка). Автором рисунков является Юлия Стоцкая. Её известность пока не настолько широка, как у барона Мюнхгаузена, потому уточним, что соответствующее образование она получала в Московском Государственном Академическом Художественном Училище памяти 1905 года. До этого набора она уже успела оформить диск и упаковку для аудиоспектакля Евгений Онегин, а также несколько аудиокниг для детей.

Понравился бы самому Мюнхгаузену его образ на фарфоре от ИФЗ, неизвестно. Зато можно легко и приятно представить себе, как может радовать подобная посуда детей в 21-м веке. Современному ребёнку можно предложить задачу из учебника физики: «Какова должна быть наименьшая скорость мотоцикла, чтобы водитель мог на нём двигаться по горизонтальной окружности внутренней поверхности вертикального кругового цилиндра радиусом 6 метров?» Когда решение и ответ — 12,1 м/с (43,56 км/ч) — станут известны, и то и другое может быть вскоре забыто. Другое дело, захватывающий воображение рассказ про несущегося по вертикальной стене мотоциклиста...

Желаем вам наилучшим образом использовать способности воображать и фантазировать.

Автор статьи: Валерий Штоббе

Товары, упоминавшиеся в статье