Posuda40.ru San-Premium.ru
Оформление заказа
прямо на сайте
Доставка товаров
по всей России
Оплата любым
удобным способом
Обнинск +7 (484) 396‒63‒69
Москва +7 (499) 705‒03‒69
Заказать обратный звонок
Каталог товаров 11 033

Фарфор Императорского завода - от табакерок для избранных до посуды для всех

Кому нужен этот фарфор?

За время существования Императорского фарфорового завода в мире вообще, и в России, в частности, настолько увеличились возможности выбора домашней посуды из самых разных материалов, что довольно хрупкой и легко бьющейся, но при этом относительно дорогой разновидности керамики для повседневного использования, люди стали меньше уделять внимания. Зато декоративные и сувенирные свойства фарфора, усиленные и удешевлённые с помощью обновлённых технологий производства, стали привлекать не только самых финансово обеспеченных жителей страны, как было ранее, а и тех, кто пока только планирует таковым быть или казаться.

Для наглядного, как говорят, сравнения судеб продукции Императорского фарфора, предлагаем в качестве иллюстрации первого абзаца две фотографии. Первая с одной из музейных выставок...

На ней видны несколько предметов из сервиза, подаренного одним известным мужчиной по имени Николай своей не менее известной матери Марии Фёдоровне. Произошло это в 19-м веке, когда полностью этот сервиз из 606-ти предметов, рассчитанных на 60 персон можно было приобрести за 25 тысяч "тогдашних" рублей. То, что Николай был "Первым", и "служил" императором, наверное, нетрудно догадаться по контексту.

Следующее фото из официального блога компании Vigar, которая осенью прошлого (2012) года заявила о подготовке новой линии товаров - LULU, опубликовав соответствующую создаваемому образу сессию фотомодели из США.

На снимке заметен чайник "Сетка-Блюз", каковой можно приобрести в магазине posuda40.ru вместе с сервизом из 14 предметов на 6 персон за 7310 рублей (по состоянию на 10 февраля 2013г.) Этот чайник был использован Хизер в качестве реквизита и, возможно, уже забыт ею, а может быть попал в её коллекцию фарфора. Она коллекционирует старинный фарфор, и в частности подставки для яиц и чайные сервизы. Теоретически, у неё есть шанс приобрести сохранившуюся часть сервиза с предыдущего фото, если тот попадёт на аукцион, и может даже для этого Хизер не нужно будет продавать с другого аукциона один из своих коллекционных автомобилей. То, что Хизер больше известна публике под псевдонимом Ди́та фон Тиз, и она "работает" "Королевой бурлеска", фотомоделью и актрисой, наверное, нетрудно узнать из интернет-публикаций.

Скромное обаяние фарфора для обоняния

Слово "фарфор", судя по справочным материалам, в русский язык перешло из персидского, а по-персидски означало, как "титул китайского императора", так и название одной из областей в Китае, а также фарфора из этой области. Но в отличие от слова, технология изготовления фарфора, в русскую культуру не "перешла", не из Китая, не из Европы. Отчасти поэтому, а в основном, потому что был трудолюбив и талантлив, заново изобрёл способ получения фарфора друг и ученик Михаила Васильевича Ломоносова Дмитрий Иванович Виноградов. По материалам историков 17-18 веков можно воссоздать приблизительно такую картину: среди обеспеченных слоёв населения Европы, включая руководителей государств, вошло в моду нюхание табака, а русская царица Елизавета Петровна пожелала, чтобы в России выпускали свой фарфор. В сумме это произвело идею о производстве фарфоровых табакерок.

Вообще, первые табакерки, как и табак, в Европе появились у тех, кто чаще путешествовал в Америку и был склонен "выделяться из толпы". Руководители стран Европы тогда, видимо, не задумывались, что от нюхания до курения и массы проблем со здоровьем населения оставался один шаг, и в итоге они его сделали. Если в 17-м веке медные табакерки с надписями и рисунками предотвращали рассыпание и намокание табака среди скромных запасов немецких, шведских и голландских моряков и солдат, то к 18-му веку табакерки из золота, драгоценных камней, алюминия, стали и подобных ценных материалов стали аксессуарами, которые использовали короли и знать, причём к каждому костюму по идее модников и их спонсоров полагалась особенная табакерка. Прусский король Фридрих Второй, например, если верить историкам-биографам, имел среди своих вещей около полутора тысяч табакерок.

Нетрудно представить, что при такой моде среди европейских королей, первым фарфоровым изделием, выпущенным в 1752-м году на Императорском фарфоровом заводе (ИФЗ), основанном по указу императрицы Елизаветы ещё в 1744-м, стала табакерка. Изображены были на ней не символы императорской власти и вообще не люди. Сложно восстановить подлинную связь между основанием в 1738 году в Австрии масонской ложи "Мопсов и мопсих" и тем фактом, что на крышке официально первой фарфоровой табакерки ИФЗ изображены пара мопсов, смотрящихся в зеркало, и ещё один - за зеркалом.

Может быть рассуждения о причинах такого выбора представляют интерес для коллекционеров и любителей исторических детективов, но данная статья об ИФЗ и без того на грани перерастания из категории "средних объёмов" в "слишком объёмную" для большинства посетителей магазина посуды.

Хотя нюхать табак было модно, это не могло нравиться абсолютно всем одинаково сильно. Однако, имея в распоряжении такой почти обязательный элемент костюма, люди, которым собственно табак был неинтересен, могли использовать табакерки для других целей. И, как повествуют историки, они это делали. В 18-м веке, вплоть до заката моды на нюхание табачных листьев, эти герметичные коробочки служили и посылочными почтовыми ящиками для передачи небольших подарков и сообщений, и ценными подарками, и футлярами для более ценных вознаграждений.

Когда появились российские фарфоровые сервизы

Технологическим поводом для выпуска, в первую очередь, табакерки, а не вазы, например, послужило отсутствие на тот момент достаточно большой печи, чтобы делать что-то значительно более крупное. В 1756 году уже появился достаточно большой горн, чтобы делать сервизы, но мода на табакерки была в самом разгаре, и заказы на них были основным источником дохода предприятия. И всё же в 50-х годах 18-го века специалисты завода начали делать фарфоровые фигурки людей и животных.

Накрывать на стол с использованием фарфоровой посуды, даже те, кто мог себе это позволить раньше, стали лишь через несколько десятилетий, когда ставшая царицей Екатерина II (1762–1796) кратко выразила миссию завода — «удовольствовать всю Россию фарфором». В то же время, быть модельмейстером Императорского фарфорового завода пригласили французского скульптора Ж.Д.Рашета, который оказал большое влияние на русский фарфор, выразив тенденции французского искусства, где господствовал классицизм.

Таким образом, к концу 18-го века Императорский завод стал одним из ведущих в Европе. По заказу и с одобрения Екатерины II были созданы сервизные ансамбли, насчитывавшие до тысячи предметов, изготовлена серия скульптур «Народы России», включавшая около ста фигур, а позже дополненная типажами петербургских промышленников, ремесленников и уличных торговцев.

Фарфор не для всех, но о многих

Александр I (1801–1825) доверил управление ИФЗ Управляющему Кабинетом его императорского величества графу Д.Гурьеву, который, в свою очередь, привлёк профессора технологии Женевского университета Ф.Гаттенбергера для крупной реорганизации завода. В то время эталоном художественных достижений в Европе многие признавали севрский фарфор. Гурьев пригласил лучших живописцев из Севрской фарфоровой мануфактуры, а скульптурной палатой завода предложил заведовать профессору Академии художеств С.С.Пименову.

Набор фарфоровой посуды, ставший в последствии знаменитым и известным, как "Гурьевский сервиз", сначала называли "Сервизом с изображением российских костюмов" или "Русским". Он был создан приблизительно в 1809-1816 гг. Cкульптурные основания в виде золочёных фигур русских крестьян и орлов, сделанные по моделям Пименова, живописные миниатюры со сценами из жизни, изображения народностей России, виды городов, - всё это входило в сервиз, рассчитанный на 50 персон. Так специалисты ИФЗ начали производство русского фарфора в стиле ампир, который в художественном смысле отличался от знаменитого тогда севрского отсутствием тематической зацикленности выбора образов на представителях правящей династии.

Информация о фотоиллюстрации: ИФЗ - Фарфоровая ваза с крышкой периода Александра II (1856-1881) высотой 55 см с кобальтовым крытьём, живописными медальонами, росписями жидкой фарфоровой массой и золотом, и с цировкой.

При Николае I, Александре II, Александре III (1825-1894) были изготовлены сервизы почти для всех резиденций Петербурга в различных стилевых направлениях. Особенно специалистов впечатляли вазы с копиями полотен Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана и других известных художников. Достижения в живописи по фарфору были подтверждены дипломами всемирных выставок в Вене, Лондоне и Париже.

Информация о фотоиллюстрации: ИФЗ - Фарфоровая ваза с изображением супруги Николая Первого, 1831-й год.

В 1840-е годы вслед за мейсенскими производителями фарфора, мастера Императорского фарфорового завода, творчески перерабатывая модели и художественные приёмы коллег, создавали вазы с лепными цветами и листьями в стилистике рококо, виртуозно создавая рельефный и лепной декор, гармонично сочетая его с многоцветной росписью и позолотой.

Информация о фотоиллюстрации: ИФЗ - Фарфоровая позолоченная ваза, созданная в 1840-е годы в рокайльном (рококо) стиле с фигурными ручками, надглазурной росписью и лепными элементами, высота 55 см.

При императоре Александре III было принято решение изготовлять по два экземпляра относительно серьёзных работ: один - для музея, другой - для использования. В годы царствования Николая II (1894-1912) завод достиг своих вершин в техническом и технологическом отношениях.

Ломоносовский фарфоровый завод

В 1918 году предприятие национализировали и Государственный фарфоровый завод перевели под управление Народного комиссариата просвещения. В те годы художники завода пробовали исторически правдиво отражать в художественных произведениях образы первых лет пролетарской революции. Кроме того, технологи начали успешное производство химического и технического фарфора, а также оптического стекла.

Информация о фотоиллюстрации: ИФЗ - Фарфоровая декоративная тарелка, посвящённая 5-тилетию красной Армии, 1923 год, Фарфоровая "Получашка", 1920-е гг., автор формы К.С. Малевич, автор росписи И.Г. Чашник

В 1925 году, в год 200–летия Российской Академии наук, заводу было присвоено имя М.В.Ломоносова. Реконструкция предприятия и внедрение новой техники позволили увеличить тиражи и разнообразить ассортимент выпускаемой продукции.

Информация о фотоиллюстрации: Скульптура фарфоровая "Работница, вышивающая красное знамя", с росписью, позолотой и цировкой, 1921 г. Автор модели Н.Я.Данько, автор росписи М.А.Брянцева.

Во второй половине 20-го века на Ленинградском фарфоровом заводе специалисты создали свою технологию выпуска изделий из костяного тонкостенного фарфора и успешно осуществили её применение. Потребительские свойства костяного фарфора в сравнении с традиционным — повышенная тонкость и просвечиваемость. А технология производства, в сравнении с ранее выпускаемыми модификациями фарфора, осложнена добавлением в состав фарфоровой массы фосфатов кальция, добываемых из золы костей крупного рогатого скота, откуда и происходит название "костяного".

Информация о фотоиллюстрации: Статуэтка фарфоровая "Евгений Онегин", 1950 г.

Достижения и планы фарфорового завода, вновь названного "императорским"

В 2005 году руководители Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова вновь переименовали его, а точнее вернули прежнее название. В 2012 году на заводе началось освоение технологии компьютерного 3D-моделирования, применение которой призвано увеличить частоту обновления ассортимента, а до этого времени среднегодовой выпуск завода составлял около 4000 наименований изделий по форме и росписи. В основном, это, конечно, столовые, чайные и кофейные сервизы, отдельные предметы посуды, сувенирные изделия, жанровые и анималистические скульптурные фигурки и статуэтки. Основные типы используемого фарфора: твёрдый, мягкий и костяной.

Информация о фотоиллюстрации: Чашка чайная с блюдцем и крышкой "Фантастические цветы", форма "Подарочная-2", 230мл,Автор росписи: Алексей Воробьевский, тип фарфора: твёрдый, коллекция: "Русский стиль".

Завод выпускает продукцию, рассчитанную, как на пополнение скромных домашних кухонь красивой посудой и памятными сувенирами, так и на сервизы, предназначенные для проведения мероприятий с участием глав государств, призы для крупных соревнований и фестивалей.

Довольно стабильный экспорт продукции под маркой "ЛФЗ" (известной на рынке с 1936 года) налажен в США, Германию, Францию, Англию, Канаду, Швецию, Норвегию, Японию. В настоящее время (ноябрь 2012 г.) "ИФЗ" является головной компанией Группы предприятий, в состав которой, входят французские заводы "Апилько-Ив Дэулье" (Apilco-Yves Deshoulieres) и "Порсэлень дэ Солёнь" (Porcelaine de Sologne).

Сертификаты, подтверждающие соответствие системы менеджмента качества требованиям международных стандартов (ИСО 9001:2008) Императорский фарфоровый завод получил в 2011 году.

Желаем вам интересного процесса выбора и приятного приобретения "виноградовско-ломоносовско-императорского" фарфора, который может быть и отличным подарком коллекционерам, и полезной кухонной посудой.

Товары, упоминавшиеся в статье