Фарфор начала 21-го века: хрупкая привлекательность
Фарфоровое производство, по-видимому, начавшись когда-то с атмосферы секретности и дорогостоящего процесса производства, породило на основе такого сочетания, как минимум две сложных проблемы. Каждый современный производитель фарфора решил или решает эти проблемы для себя по-разному. А к началу 21-го века обе проблемы были сведены к одной - привлечь покупателя.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
Фарфор или не фарфор? - вот в чём вопрос
Итак, проблема первая... Как бы ни был засекречен способ производства фарфора, в итоге должно получаться нечто керамическое, стекловидное и белое. Если создать нечто иное, пусть даже лучшее с точки зрения потребительских свойств, то обычные покупатели или опытные коллекционеры фарфора могут не принять этого новшества. С другой стороны, развитие технологий не исключает возможностей создать нечто стекловидное и белое, внешне принимаемое за фарфор, хотя, фактически может и не являться керамикой вовсе.
Некоторые производители керамики и не стремятся производить фарфор. Они развивают свои технологии в направлении максимизации практичности. При этом, у них нет проблем и с декоративными свойствами.
Фото: Ceraflame
Бразильские мастера-керамисты компании "Церафлейм" (Ceraflame) производят керамическую посуду, которую можно из морозилки ставить на открытый огонь без риска её разрушения.
Фото: Lladro
А другие, как испанская компания "Льядро" (Lladro), создают фарфоровые произведения искусства, мало заботясь об их практичности.
Фото: Lladro
Для фарфоровых сервизов практичность качество важное, хотя и "спорящее" с декоративностью, а фарфоровые фигурки для производителей сервизов обычно не являются объектом специализации. Но какое бы направление не выбирали производители фарфора, они должны решать и следующую проблему...
Оригинал или копия - какая разница?
Форма фарфоровых изделий и рисунок на них являются объектами, которые менять гораздо легче, чем технологию производства керамической основы. Но речь здесь идёт не о проблеме подделок, хотя и она в некоторой мере, актуальна. Гораздо больше сложностей у производителей фарфора вызывает неизвестность того, какому количеству потенциальных покупателей понравится новый рисунок или форма.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
Поэтому, с одной стороны, производители фарфора предпочитают выпускать копии проверенных временем декоров и силуэтов. С другой, значительную часть дохода они вынуждены расходовать на эксперименты с воплощениями новых идей. Иначе публика пресытится, а значит сразу же переключится на что-нибудь новое, причём необязательно даже фарфоровое.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
Короли, императоры и президенты пользуются фарфором. А продавцы фарфора - высокопоставленностью пользователей
Из всемирной истории развития фарфора известно, что его первые успешные шаги в распространении по планете изначально были обусловлены фактами их использования при дворах императоров, королей и других руководителей государств, а также приближённых к ним представителей обществ.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
Такая "элитарность" посуды влияла и на тематику декорирования и на экономические условия развития заводов. Содержание таких предприятий только для нужд царских и королевских особ было неоправданно дорогим, потому поиск новых покупателей в итоге привёл известнейших производителей фарфора к необходимости решения задач по повышению востребованности среди широких слоёв общества, а не только на уровне "сливок".
Фото: Haviland
Хотя и популярность в президентской среде не окончательно покинула список рабочих идей в среде маркетологов. Один из брендов знаменитого "лиможского фарфора" (Франция) под названием "Хэвилэнд" (Haviland) был представлен на выставке "ХаусХолдЭкспо 2014" в Москве самим директором проектной мастерской, художником-дизайнером Филиппом Фронтье. Он создал более 60 коллекций фарфора. И хотя великолепие этой посуды очевидно, авторы рекламных текстов Haviland ненавязчиво "напоминают" читателям, что президенты США Линкольн и Рузвельт, экс-президент Франции Жак Ширак, а также императрица Евгения (супруга Наполеона III-го) весьма высоко оценили продукцию данной марки.
Фото: Валерий Клёнов
Новые платья королей и нижнее бельё манекенщиц - что общего
На этом фоне выглядит вполне логично, что приватизированный Ломоносовский фарфоровый завод владельцы в начале 21-го века снова переименовали в Императорский, каковым его изначально и создали при императрице Елизавете Петровне в 1744-м году. Кстати, он почти на век старше вышеупомянутого завода Haviland, основанного в 1842-м. Однако, "императорства" для популярности среди широких масс в начале 21-го века оказалось недостаточно. Среди современных изделий Императорского фарфорового завода (ИФЗ) с недавних пор стали появляться те, что созданы по совместным проектам завода и известных в России личностей.
Фото: ИФЗ
Таков, к примеру, чайный сервиз "Кают-компания", о котором можно подробнее прочитать на странице, посвящённой этой коллекции. Каждый из таких проектов уникален, но сама идея сотрудничества позитивно воспринимаемых персон с производителями товаров уже довольно широко распространена по всему миру. Реализация таких проектов во многом зависит от организаторов и непосредственных участников.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
Руководители современных фарфоровых предприятий решили совмещать известные "имена" с новинками "бренда". И это было бы проще понять, если б речь шла о мало кому известных ранее керамических заводиках, нуждающихся для повышения собственной узнаваемости в "фотографии со знаменитостью". Но нет - скорее, наоборот, чем известнее бренд предприятия, тем вероятнее, что оно стремится привлечь к сотрудничеству какую-нибудь известную персону.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
А кого из персон привлекает такое сотрудничество? Логическое предположение, что именно тех, кто привык к известности и популярности, да к тому же постоянно хочет их увеличения, будет верным.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
И уже неважно, насколько хорошо такая знаменитая персона понимает художественную ценность рисунка или фарфора.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
Одним из самых свежих и самых ярких примеров такого сотрудничества стала фотомодель в честь которой была названа целая коллекция английского фарфора - "Миранда Керр для Роял Альберт" (Miranda Kerr for Royal Albert). Показательно, что в названии именно Миранда нечто адресует "Королевскому Альберту", а не наоборот.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
Манекенщица вряд ли умеет создавать кружки или расписывать тарелки лучше керамистов завода. Так что же австралийская фотомодель сделала для английского завода? Она помогла привлечь внимание.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
Причём даже той аудитории, которая ранее предпочитала смотреть на Миранду, рекламирующую нижнее бельё, не проявляя никакого интереса к фарфору.
Фото: Miranda Kerr for Royal Albert
Столь прямолинейный подход к "раскрутке" значительно отличается от того, который выбрали производители современной сантехники и санкерамики, но сравнивать их эффективность, наверное, рановато.
Желаем вам ясного понимания того, какой фарфор и почему вам нравится.
Автор статьи: Валерий Клёнов
Товары, упоминавшиеся в статье





