Почему бы роботам не работать в posuda40.ru
До 12 ноября 2013 года, в течение 2-х недель, в одном большом универмаге японского города Осака обязанности продавщицы в отделе женского трикотажа будет исполнять робот "Минами". Авторы робота из японской "Лаборатории Хироси Исигуро" (HIL) сделали многое и продолжают делать ещё больше, чтобы это создание было похоже на одного из обычных людей, которые умеют складно говорить, уместно жестикулировать и многое выражать мимикой лица. "Минами", кстати, это довольно распространённое в Японии женское имя, которое при написании определёнными иероглифами может означать "юг". Выглядит робот, как японская девушка ростом 160 см в возрасте около 25 лет.
Фото: Лаборатория Хироси Исигуро
Работает "Минами" тоже, в каком-то смысле, как типичная начинающая продавщица: поглядывая на расположенное рядом сенсорное табло с "подсказками"-командами. Она может рассказать об особенностях кофточек и свитеров, может проявить инициативу, предложив определённое сочетание цветов. Однако, это, разумеется, не представляет пока большой ценности ни для потенциальных покупателей в данном отделе магазина, ни для разработчиков робота.
"Позабыты хлопоты... вкалывают роботы..."
Людям из бывшего СССР, которые смотрели фильм "Приключения Электроника", наверное, было бы не так интересно общаться с "Минами", как с "Электроником" в его киношном варианте. Всё-таки, понятно, что ничего особенного, кроме записанного в память набора сведений о товарах и фраз этикета, от неё в роли продавца ожидать неуместно. Кстати, подобно "Электронику", примерно полтора года назад (в феврале 2012-го) "Минами" являлась самодвижущимся и даже что-то говорящим манекеном в одном из японских магазинов.
Фото: Лаборатория Хироси Исигуро
Есть у "Минами" и своя "Сыроежкина". А один из роботов, сделанных не менее похожим на людей, чем "Минами", спроектирован, очевидно, по образу руководителя HIL Хироси Исигуро.
Фото: Лаборатория Хироси Исигуро
Выставляя свои творения в магазинах и других людных местах, создатели "Минами" внимательно наблюдают не только за роботами: их не менее сильно интересуют реакции людей на присутствие роботов в общественных местах и детали их взаимодействий. Всё это очевидно рассчитано на создание более совершенных программ взаимодействия людей с роботами. Когда речь идёт о посудомоечной машине или программируемой печи, это обычно не вызывает у людей каких-то дополнительных ощущений и опасений относительно результатов взаимодействия. А вот продавщица "Минами" вызывает смешанные чувства.
То ли девушка, то ль привиденье
Роботы в Японии являются широко используемыми в производстве и повседневной жизни уже не первый десяток лет, но те которые внешне похожи на людей - это особые роботы, потому что они вызывают особые чувства. Мысленно возвращаясь к фильму об "Электронике", посмотревшие этот фильм понимают, что если бы на месте "сыроежкино-образного" робота оказался некий кубообразный шагающий механизм, то большинство сцен фильма и переживаний с ними связанных оказались бы несостоятельными или комичными. Нужно ли относиться к роботам-продавцам также, как к продавцам-людям. А если нет, то как тогда к ним относиться? Как ребёнку к игрушкам?
Фото: Лаборатория Хироси Исигуро
Но чем тогда будут отличаться повседневные процессы от игр, и общение между людьми от общения между людьми и роботами?
Фото: Лаборатория Хироси Исигуро
Об этом, наверняка, задумывались и многие авторы фантастических повествований, и их читатели, и съёмочная группа "Приключений Электроника", и создатели "Минами". Но если раньше от мыслей и последующих действий задумывавшихся зависело какое-то неопределённо далёкое будущее, то для жителей Осаки это стало настоящим. Как минимум, это довольно яркое напоминание людям, что человеческая внешность - это не однозначный признак настоящего человека, а как максимум - это начало возникновения новой культуры, где роботы будут занимать "свои" рабочие места по мере необходимости способствовать людям в достижении цели: становиться Человеками.
Сообщение для сомневающихся
Особенно впечатлительных и слишком скептично настроенных читателей предупреждаем, что на момент написания данного материала (начало ноября 2013 г.), в создании и работе интернет-магазина "Посуда40" не участвовало ни одного робота-андроида. Более того, многие товары из нашего ассортимента, особенно коллекционные, полностью или частично являются результатом ручного труда художников, скульпторов и других специалистов-людей.
Фото: Посуда40
К тому же, мы надеемся, что среди обращающихся за покупками, и общающихся с нашими специалистами в социальных сетях, 100%-е большинство составляют лучшие представители человечества, что делает работу ещё радостнее.
Желаем нашим покупателям приятного живого общения с нашими продавцами и хороших покупок!